Положение об организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в МАДОУ "Детский сад № 78"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 78»

РАССМОТРЕНО И СОГЛАСОВАНО:
На заседании педагогического
совета МАДОУ «Детский сад № 78»
Протокол № 1 от 26.08.2021

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ АВТОНОМНОМ
ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕВДЕНИИ
«ДЕТСКИЙ САД № 78»
1. Общие положения
1.1 .Положение об организации образования детей с ограниченными возможностями
здоровья (далее-дети с ОВЗ) в муниципальном автономном дошкольном образовательном
учреждении «Детский сад № 78» (далее -ДОУ) разработано в соответствии:
-международно-правовыми актами: «Конвенцией о защите прав человека и основных
свобод» от 04.11.1950 (с изм. и доп.); «Конвенцией о правах ребенка» (от 15.09.1990);
«Декларацией прав ребенка» (от 20.11.1959);
-Законами РФ: «Конституцией РФ», ст. 43, 72; Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (№273-Ф3); «Семейным Кодексом РФ»
от 08.12.1995 №223 ФЗ; Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 «Об утверждении федеральной
адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»; Приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 №
1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
; деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования»;
- Постановлением главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
1.2 Настоящее положение определяет порядок организации обучения и воспитания в
совместной образовательной среде ДОУ детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких
ограничений в условиях детского сада.
1.3.Ведение образования детей с ОВЗ в ДОУ осуществляется с опорой на имеющийся
опыт и научно-методическую базу обучения и воспитания детей с ОВЗ.
1.4 Дошкольное образование детей с ОВЗ может быть организовано совместно с другими
детьми в группах комбинированной направленности.
1.5 Образовательная деятельность в группах комбинированной направленности
обеспечивается адаптированной образовательной программой (далее АОП) и основной
образовательной программой дошкольного образования (далее ООП ДО) ДОУ.
1.6 Дети с ограниченными возможностями здоровья— физические лица, имеющие

недостатки (нарушения) в физическом и (или)
психологическом развитии,
подтвержденные в установленном порядке и препятствующие получению образования без
создания специальных условий.
1.7 Обучение детей по АОП является формой дифференциации образования,
позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными
возможностями здоровья и их социальной адаптации.
1.8.Организация обучения детей по АОП строится в соответствии с принципами:
-принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей
каждого ребенка;
-принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного
процесса;
-принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов
каждого ребенка;
-принципы интеграции усилий специалистов;
-принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований,
методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям
детей;
-принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
-принцип постепенности подачи учебного материала;
-принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих
возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
2. Основные задачи организации образования детей с ограниченными
возможностями здоровья
•

•

•

•

•

•

•
•

•

Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и
коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами
грамоты;
охрана и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (социальнокоммуникативное,
познавательное, речевое и художественно-эстетическое,
физическое) развитие;
обеспечение единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач
процесса образования детей дошкольного возраста;
построение коррекционно-развивающей и воспитательно-образовательной работы на
адекватных возрасту видах деятельности формах работы с детьми;
осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях,
включающих совместную деятельность взрослого
и детей и самостоятельную
деятельность детей;
внедрение
адекватной
возрастным
возможностям
модели
осуществления
образовательного процесса с детьми от 5 до 7 лет в качестве средства подготовки
воспитанников к обучению;
учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста;
обеспечение преемственности с основными общеобразовательными программами
начального общего образования;
активное взаимодействие с семьей.
3. Создание специальных условий получения образования детей
сограниченнымивозможностями здоровья

3.1.Образование детей с ограниченными возможностями здоровья организовано в форме
совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не
имеющих таких ограничений, в одном ДОУ.

3.2.Выбор образовательной программы обучения ребенка с ограниченными
возможностями здоровья предоставляется на основании заключения психолого-медикопедагогической комиссии и зависит от степени выраженности недостатков физического и
(или) психического развития, сложности структуры нарушения, образовательных
потребностей
3.3.Необходимыми условиями организации образования детей с ОВЗ в ДОУ являются:
-Разработка адаптированной образованной программы
На основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии города, заявления
родителей (законных представителей) ребенка, в целях обеспечения эффективной
реализации требований ФГОС ДО и образования ребенка с ограниченными
возможностями здоровья с учетом его психофизического развития и индивидуальных
возможностей, разрабатывается адаптированная образовательная программа по
следующему алгоритму:
- создание рабочей группы по разработке проекта адаптированной образовательной
программы дошкольного образования (далее АОП ДО);
- изучение заключение ПМПК;
- разработка проекта АОП ДО;
- рассмотрение проекта АОП ДО на заседании психолого-педагогического консилиума
учреждения и согласование АОП с родителями (законными представителями)
- утверждение АОП ДО;
-создание адаптивной среды (инфраструктура, нормативно-правовых, материальных,
информационных, психолого-педагогических ресурсов);
- повышение квалификации педагогических работников;
- организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными
возможностями здоровья.
3.4 Группы комбинированной направленности комплектуются в установленном порядке
руководителем ДОУ.
3.5 Деятельность групп комбинированной направленности регламентируется
соответствующим положением.
3.6. В целях организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ разрабатывается
план работы, включающий в себя направления деятельности по:
- созданию специальных условий в группах, помещениях дошкольной организации;
- по приобретению необходимого методического и дидактического материала;
- по определению форм работы с детьми с ОВЗ, по оказанию методической и
консультативной помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ.
3.7. Объем коррекционных часов необходимых для организации образовательной
деятельности воспитанников с ОВЗ определяется в соответствии с действующими
нормативно-правовыми документами, регламентирующими данную деятельность, с
учетом рекомендация и предложений родителей (законных представителей).
3.8. Педагоги и специалисты ДОО, привлечённые к работе с детьми с ОВЗ, ведут
документацию, отражающую коррекционно-педагогический процесс.
3.9. В конце каждого года обучения ППк ДОО по результатам обследования
воспитанников даёт рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребёнка с
ОВЗ.
3.10. Медицинское обслуживание детей с ОВЗ обеспечивается на общих основаниях в
рамках обслуживания муниципальных ДОО.
3.11 Отношения между ДОУ и родителями (законными представителями) детей с
ограниченными возможностями здоровья регулируются договором, заключаемым в
установленном порядке.
3.12. Кадровое обеспечение программы осуществляется следующими специалистами:
учитель-логопед, учитель-дефектолог и педагог-психолог, воспитателями групп

комбинированной направленности, а также музыкальным руководителем и инструктором
по физической культуре.
3.13.Педагоги и специалисты ДОУ, работающие с детьми с ОВЗ:
- осуществляют психолого-педагогическое обследование детей с ОВЗ;
- проводят предварительную работу с воспитанниками, родителями (законными
представителями), педагогическими работниками образовательной организации
направленную на подготовку к организации образования детей с ОВЗ в ДОУ.
- разрабатывают (при необходимости) совместно с педагогами индивидуальные
образовательные маршруты (далее ИОМ);
- отслеживают эффективность обучения детей с ОВЗ по программе, рекомендованной
ГПМПК.
- организуют систематическое сопровождение образовательного процесса.
3.14. Оказание образовательных услуг ребенку с ОВЗ в ДОУ осуществляется по режиму и
расписанию возрастной группы, которую посещает ребенок с ОВЗ.
3.15. Для коррекции недостатков развития, обеспечения АОП детьми с ОВЗ
организуются подгрупповые и индивидуальные занятия коррекционно-развивающей
направленности. Такие занятия проводятся специалистами.
3.16.Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ определяются
педагогами и специалистами исходя из особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей, состояния здоровья детей и направлены на создание
позитивной атмосферы принятия и поддержки.
3.17. Медицинское сопровождение осуществляется под руководством медицинской
сестры и врача-педиатра на основе договора, заключенного между ДОУ и медицинским
учреждением.
3.18. Дети с ОВЗ с согласия родителей (законных представителей) при необходимости
могут быть направлены в течение года на консультации к специалистам.
3.19. Результаты адаптации, продвижения в развитии личностном росте обучающихся,
формирования навыков образовательной деятельности, освоение образовательной
программы, показатели функционального состояния их здоровья фиксируются в
документации.
3.20. В случае невозможности полного усвоения ребенком с ОВЗ АОП в соответствии с
рекомендациями ПМПК из-за тяжести физических и(или) психических нарушений,
индивидуальных особенностей ребенка,
специалистами ДОУ в ИОМ вносятся
коррективы.
3.21.
ДОУ
организует
развивающую
предметно-пространственную
среду,
обеспечивающую разным детям доступ к развитию их возможностей.
3.22. Со всеми участниками образовательного процесса (ребенок, родители ребенка
(законные представители), педагоги, специалисты) проводится работа с целью
организации тесного взаимодействия и сотрудничества для достижения значимых
результатов.
3.23. ДОУ оказывает родителям (законным представителям) ребёнка с ОВЗ методическую
и консультативную помощь с целью повышения их психологической и педагогической
компетентности, способствует вовлечению родителей (законных представителей)
вобразовательную, оздоровительную и интеграционную работу, формирует у них
ответственность за развитие и восстановление здоровья ребенка с ОВЗ.
4. Документация
- график подгрупповых и индивидуальных занятий;
- заявление родителей детей с ОВЗ и детей инвалидов на психолого-педагогическое
сопровождение
- договор между родителями (законными представителями) и ДОО

- выписка (заключение) ПМПК с рекомендациями
(коррекционным программам)
- тетрадь взаимодействия воспитателя и специалистов
- журнал консультаций
- адаптированные образовательные программы

обучения

по

специальным

5. Оплата, взимаемая за организацию обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях
5.1. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОО осуществляется с
федеральными законами, нормативными правовыми актами, регулирующими отношения
в сфере образования.
6. Порядок оплаты труда педагогическим работникам ДОО за организацию
обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
6.1. Оплата труда педагогов ДОО, осуществляющим организацию обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья, проводится согласно нормативно-правовым
документам, регламентирующим данную деятельность.
7. Внутренняя оценка качества образования детей с ОВЗ
7.1. Внутреннюю оценку за организацией образовательной деятельности детей с ОВЗ
осуществляет заведующий и заместитель заведующего ДОО, который совместно с
коллективом ДОО:
- создаёт климат психологического комфорта;
- формирует развивающую предметно – пространственную среду, другие необходимые
условия для организации работы с детьми с ОВЗ;
взаимодействует
с
органами
здравоохранения,
другими
организациями,
осуществляющими поддержку, социальное и медицинское сопровождение семей,
воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
6.2. Контроль за организацией работы ДОО с детьми с ограниченными возможностями
здоровья осуществляется Учредителем в соответствии с его компетенцией.
8. Регуляция взаимодействия с родителями
8.1. Родители имеют право:
- защищать законные права и интересы детей;
- требовать уважительного отношения к ребѐнку;
- знакомиться с уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности,
образовательными программами, реализуемыми ДОУ, и другими документами,
регламентирующими организацию образовательного процесса;
- знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса;
- требовать выполнения условий договора между ДОУ и родителями (законными
представителями) ребѐнка;
- другие права, предусмотренные действующим законодательством Российской
Федерации.
8.2. родители (законные представители) обучающихся обязаны:
- соблюдать устав ДОУ;
- своевременно информировать администрацию и педагогического работника о
рекомендациях врача, особенностях режима ребенка;
- посещать проводимые родительские собрания.

- принимать участие в разработке части АООП/АОП, формируемой участниками
образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и
мотивов детей, членов их семей и педагогов.
9. Порядок управления
9.1. Заведующий осуществляет общее руководство воспитанием и обучением детей с ОВЗ,
координирует деятельность коллектива ДОУ и специалистов системы здравоохранения на
основании заключаемого ежегодно договора, осуществляет систематический контроль
эффективной работы с детьми с ОВЗ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».