Тамара
Прописнова, поэт, композитор, г. Коломна Московской области
В статье –
сценарий о базовых правилах дорожного движения: о том, как переходить
дорогу, что говорят нам разные сигналы светофора и дорожные знаки. Занятие
можно провести на улице или в музыкальном зале. Познавательные
и воспитательные блоки чередуются с песнями, музыкальными
и подвижными играми. Сценарий пригодится для Недели безопасности
и программных летних занятий, особенно если воспитатель группы
в отпуске и вам нужно его заменить.
Участники |
|
Дети
среднего дошкольного возраста. Музыкальный руководитель и воспитатель
могут распределить сюжеты сценария и сменять или помогать друг другу
в течение занятия. |
Цель |
|
Повторить
и закрепить с детьми правила дорожного движения. |
Задачи |
|
Познакомиться
или повторить значение дорожных знаков, правила дорожного движения. Воспитывать
в детях внимание, развивать речь. |
Атрибуты |
|
Игрушки:
мишка, зайка, лисёнок. Столик для «медицинского пункта»: на нём детский
медицинский чемоданчик, в котором, помимо детских «медицинских
игрушек», – бинт, салфетка, пластырь. Столик, где разместится «пункт
питания», тарелочка с морковкой. Детский велосипед. Кружки красного,
жёлтого и зелёного цветов. Музыкальные инструменты: бубны, маракасы,
ложки. Большие карточки – знаки: медпункт, пункт питания, место отдыха,
пешеходный переход. Набор маленьких карточек со знаками дорожного
движения. |
Ребята,
я приглашаю вас в небольшое путешествие. На улице прекрасная
погода, и мы можем здорово провести время, погулять, отдохнуть,
полюбоваться природой. (Дети вместе с педагогом идут «гулять», подходят
к тротуару, в черте детского сада.) Ой, ребята, вы слышите,
кто-то плачет? (Около кустика сидит медвежонок.) Да это маленький
медвежонок! Что же случилось, мишка? (Наклоняется к игрушке.)
Он мне сказал, что переходил здесь дорогу, а мимо мчался грузовик.
Мишка отпрыгнул в сторону и поранил себе лапку. Ребята, как
вы думаете, почему это случилось? Какую ошибку совершил медвежонок?
Правильно ли он переходил дорогу? Где надо переходить дорогу? (Дети
отвечают.) Запомни, медвежонок, переходить дорогу надо у светофора.
А если нет рядом светофора, нужно переходить дорогу там, где есть знак
перехода, зебра. И спешить, бежать, даже на зебре, нельзя.
Сойдя с тротуара,
внимательным будь:
Налево, направо взглянуть не забудь.
Спокойно иди, не беги по дороге,
И будут здоровыми руки и ноги.
(Т. Прописнова)
Ребята, а что
нужно сделать, когда мы подходим к знаку перехода и хотим
перейти дорогу? (Дети отвечают.) Правильно! Надо посмотреть налево,
затем направо, и только убедившись, что машины затормозили с обеих
сторон дороги, переходить на другую сторону, но не бежать. (Обращается
к медвежонку.) Ты понял, медвежонок? Он всё понял.
Но мишке нужно обработать ранку. Его надо отправить к врачу.
А где мы можем здесь найти больницу? Посмотрите вокруг, как
вы думаете? Какой знак указывает нам, что рядом есть медицинский пункт
и можно обратиться за помощью? (Дети отвечают. На другой
стороне от дорожки висит красный крест, там будет «медицинский пункт».)
Правильно, это знак, на котором изображён красный крест. А где ещё
мы можем увидеть этот знак? (На машине cкорой помощи,
на лекарствах и т. д.) Давайте
мы по переходу, по нашей зебре, перейдём дорогу, подойдём
к этому знаку, чтобы оказать медвежонку первую помощь.
Не торопись,
погляди на дорогу,
Путь продолжай только по переходу.
Если подземный здесь есть переход,
Воспользуйся им, дорогой пешеход.
(Т. Прописнова)
Дети подходят к знаку с красным крестом,
рядом с ним – столик с медицинским чемоданчиком. Среди детских
«медицинских» игрушек в чемоданчике – бинт, салфетка, пластыри.
Педагог сажает мишку за столик, протирает «ранку» салфеткой
и накладывает бинт или пластырь.
Вот теперь ты,
медвежонок, здоров. (Наклоняется к мишке или обнимает его, как бы
подбадривая.) Ребята, он просит остаться здесь. Он будет
оказывать первую медицинскую помощь всем нуждающимся. А мы пойдём
гулять дальше! Чтобы нам было веселее, давайте гулять и петь!
Дети вместе с педагогом поют песню «Весёлые
путешественники», музыка М. Старокадомского, слова С. Михалкова.
«Гуляя» и напевая песню, группа оказывается в другой части территории
сада, где «встречают» зайчика.
Смотрите, ребята,
зайчишка! Куда ты спешишь, зайка? (Наклоняется к зайке, будто
спрашивает.) Он говорит, что очень хотел бы пообедать,
да не знает, где найти столовую или кафе. Давайте мы ему
поможем. Посмотрите, какой знак указывает, что рядом есть место, где можно
пообедать? (Дети предлагают варианты. Неподалеку от зайки, на противоположной
стороне дороги висит знак пункта питания.) Правильно, это знак,
на котором нарисованы вилка и нож. Ребята, поможем зайке, проведём
его в столовую? (Дети отвечают.) Только вот светофор
не работает. Как же нам перейти на ту сторону? Давайте создадим
музыкальный светофор! Тем более что первый светофор в мире тоже был
звуковым. Но сначала повторим правила.
Загорится красный свет
–
Стоп, машины! Хода нет!
Все машины встали в ряд,
И колёса не шуршат.
Пешеход, можешь идти,
Только быстро не беги.
Если жёлтый свет зажжётся,
Транспорт сразу встрепенётся,
Зарычат моторы в раз.
А зелёный даст приказ:
Машинам браться всем за дело –
Продолжать движенье смело.
Пешеходы не спешат,
На обочине стоят.
Терпеливо очень ждут,
Когда красный свет зажгут.
Ведь все глазки у светофора
Мелькают только для шофёра.
(Т. Прописнова)
Музыкальный руководитель раздаёт детям музыкальные
инструменты: бубны, маракасы и ложки. Дети делятся на три команды,
каждая команда отвечает за один из цветов светофора. Участники
договариваются, что на красный сигнал светофора играют только бубны,
на жёлтый – маракасы, на зелёный – ложки. Дальше педагог
показывает разные цвета, а дети играют соответствующими инструментами.
Подробнее об игре в статье.
Молодцы, ребята!
Вы помните, что светофор, у которого три цвета, работает для
транспорта? А для пешеходов светофор показывает только два цвета: красный
и зелёный. Когда загорится зелёный свет, мы перейдём дорогу.
В продолжение игры педагог показывает красную
карточку – дети играют на бубнах и зелёную – дети играют
на ложках, а потом переходят дорогу. Все идут к столику под
знаком «Пункт питания», на столе уже стоит морковочка для зайчика. Дети
сажают зайчика за стол, идут дальше. «Встречают» лисёнка, который сидит
на детском велосипеде.
Здравствуй, лисёнок!
Куда это ты так мчишься с горки? Разве можно кататься у проезжей
части, у дороги?
С горки
на санках и самокатах
Вы у дорог не катайтесь, ребята.
Можете вы под колёса попасть,
Выехав вдруг на проезжую часть.
(Т. Прописнова)
Понимаешь, лисёнок,
шофёр может не успеть затормозить, и тогда случится большая беда.
Пойдём лучше с нами, я вижу интересный дорожный знак. (Впереди
знак «Место отдыха», рядом – лавочки, если занятие на улице, или
ковёр – если занятие в зале.) Как вы думаете, что
он означает? (Дети предлагают варианты ответов.) Правильно, это
знак места, где можно отдохнуть. (Все рассаживаются.) Я взяла
на прогулку говорящие картинки. Давайте посмотрим, что на них
изображено! (Достаёт нарисованные дорожные знаки).
Как вы думаете,
что это за картинки и почему мы их совсем не слышим,
но называем говорящими? (Дети рассуждают.) Правильно, это дорожные
знаки. С некоторыми из них мы уже познакомились, когда шли сюда.
Помните, какие знаки мы встречали? (Дети вспоминают, что это были знаки
медицинского пункта, пункта питания, пешеходного перехода.) Посмотрите,
на некоторых знаках рисунки одинаковые, но разных цветов: одни
красные, а другие – синие. Как вы думаете, почему? (Дети
отвечают.)
Красный цвет –
это цвет опасности, он предостерегает или запрещает. А синий
цвет – разрешающий. Например, вот на этих двух карточках нарисованы
велосипеды. Но один знак красного цвета, а другой – синего.
О чём они будут говорить, как вы думаете? (Дети отвечают.)
Верно, там, где висит красный знак – кататься на велосипеде нельзя.
А там, где синий – можно. Видишь, лисёнок, ты не посмотрел
на знаки и чуть не наделал беды. Надо быть очень внимательными
и всегда смотреть на знаки. (Смотрят и обсуждают аналогичные
знаки для пешеходного перехода.) Молодцы, ребята! А теперь давайте
поиграем!
Дети делятся на две команды. Одна группа будет
пешеходами, она встаёт вдоль очерченной педагогом дороги, вторая –
машинами, они встают перпендикулярно пешеходам. Участники договариваются, что
светофор будет показывать три цвета – для машин. Поэтому, когда светофор
загорается красным цветом – это знак для автомобилиста, а пешеход
может идти. Педагог поднимает зелёную карточку – едут машины,
на жёлтый сигнал – машины тормозят там, где «ехали», на красный
цвет машины стоят, а пешеходы идут. Каждое действие и передвижение
машин и пешеходов педагог комментирует, спрашивает у детей, каковы
их действия, акцентирует внимание на том, что перед переходом
обязательно нужно посмотреть в обе стороны и убедиться, что машины
остановились.
После игры дети возвращаются в садик.
По дороге можно сыграть в адаптированный вариант развлечения «Поезд» авторства
М. Овсянниковой. Педагог выбирает нескольких детей водителями-машинистами.
Все дети поют песенку, например, «Весёлые путешественники», музыка М. Старокадомского,
слова С. Михалкова. Машинисты «крепят» под песенку себе вагончики –
салят детей, те цепляются друг за друга и двигаются
паровозиками, не сталкиваясь друг с другом.