МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 78»
РАССМОТРЕНО И СОГЛАСОВАНО:
На заседании педагогического совета
МАДОУ «Детский сад № 78»
Протокол № 1 от 29.08.2023
ПОЛОЖЕНИЕ
о планировании образовательного процесса и документации педагога
в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад № 78»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о планировании образовательного процесса и документации
педагога в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад № 78» (далее положение) о планировании образовательного процесса в
МАДОУ «Детский сад № 78» (далее ДОУ) разработано в соответствии с:
- Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями от 8 декабря 2020 года;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказом Министерства Просвещения РФ №1028 от 25.11.2022 года «Об утверждении
Федеральной образовательной программы дошкольного образования».
- Уставом дошкольного образовательного учреждения;
- Образовательной программой дошкольного образования ДОУ (далее Программа);
1.2. Данное положение устанавливает единые требования к форме и содержанию
планирования образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении с
целью обеспечения полноты выполнения реализуемой Программы.
1.3 Основа планирования педагогического процесса – ФОП ДО, образовательная
программа дошкольного образования.
1.4. План образовательной деятельности является обязательным документом
разрабатывается и реализуется каждым педагогом.
1.5. Комплексно - тематический план образовательного процесса в ДОУ – это
заблаговременное
определение
порядка,
последовательности
осуществления
образовательной программы. Календарный план - порядок последовательности
осуществления образовательной работы с указанием необходимых условий,
используемых форм, средств, методов.
1.6. Структура планирования и тематика планирования принимается на Педагогическом
совете на учебный год.
1.7. Срок действия Положения не ограничен и действует до замены новым Положением.
Изменения, дополнения принимаются решением на Педагогическом совете ДОУ и
оформляются в форме дополнения к настоящему Положению, утверждаются заведующим.
1.8. Данное Положение устанавливает единые требования к форме и содержанию
планирования образовательной работы в ДОУ с целью обеспечения полноты выполнения
реализуемой образовательной программы.
1.9. Система планирования отражает реализацию содержания образовательной программы
дошкольного образования по направлениям развития и образования детей
(образовательные области: социально коммуникативное развитие; познавательное
развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
1.10. Содержание планирования зависит от возрастных и индивидуальных особенностей
детей, может реализовываться в различных видах деятельности в соответствии с ФГОС
ДО.
2. Цели и задачи
2.1. Обеспечение выполнения образовательной программы в ДОУ в каждой возрастной
группе.
2.2. Осуществление воспитательного воздействия на детей систематически и
последовательно.
2.3. Достижение положительных результатов в воспитании, образовании иразвитии детей.
3. Принципы планирования
3.1. Принцип развивающего образования, целью которого является развитие каждого
ребенка.
3.2 Принцип полноты и достаточности.
3.3. Принцип научной обоснованности и практической применяемости.
3.4. Принцип единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач.
3.5. Принцип учета конкретных педагогических условий: возрастного состава группы,
условий развития детей.
3.6. Комплексно-тематический принцип построения воспитательно- образовательного
процесса.
3.7. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями
образовательных областей.
3.8. Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий.
4. Организация работы
4.1. Система планирования образовательного процесса в ДОУ включает в себя:
- Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности.
- Перспективное планирование занятий.
- Календарное планирование.
4.2. Комплексно-тематическое планирование (приложение 1).
4.2.1. Составляется педагогами каждой возрастной группы совместно.
4.2.2. Комплексно-тематическое планирование разрабатывается на учебный год (с
сентября по май включительно)
4.2.3. В составе разновозрастной группы интегрирующие темы и периоды их реализации
определяются для каждой возрастной подгруппы. В целях облегчения организации
образовательной деятельности в разновозрастной группе, интегрирующие темы в разных
возрастных подгруппах должны быть близкими по содержанию.
4.2.4. Комплексно-тематическое планирование должно отражать:
- Наименование интегрирующей темы и период ее реализации;
- Решаемые педагогические задачи;
- Варианты итоговых мероприятий.
4.2.5.
Комплексно-тематическое
планирование
является
составной
частью
образовательной программы ДОУ и должно быть разработано педагогами до 1 сентября.
4.2.6. Комплексно-тематическое планирование должно иметь титульный лист и быть
утверждено руководителем ДОУ.
4.3. Перспективное планирование образовательной деятельности (приложение 2).
4.3.1. Составляется педагогами каждой возрастной группы совместно.
4.3.2. Перспективное планирование образовательной деятельности разрабатывается
ежемесячно на каждый месяц учебного года (с сентября по май включительно).
4.3.3. Перспективное планирование составляется для каждой возрастной группы с учетом
комплексно-тематического планирования.
4.3.4. Перспективное планирование НОД должно отражать:
• Название образовательной области
• Возрастную группу
• Планируемые результаты
• Решаемые педагогические задачи;
• Содержание работы по интегрирующим темам недель и месяцев (виды детской
деятельности и используемые в работе с детьми игры и упражнения);
• Наименование итогового мероприятия и дату его проведения;
• Учебно-методическое обеспечение.
4.3.5. Перспективное планирование является составной частью календарного
планирования образовательного процесса.
4.3.6. Перспективное планирование должно иметь титульный лист, оглавление
4.4. Календарное планирование воспитательно-образовательного процесса
(приложение 3).
4.4.1. Составляется каждым педагогом.
4.4.2. Календарное планирование составляется ежедневно на первую и вторую половину
дня.
4.4.3. Календарное планирование составляется в соответствии с режимом дня и
циклограммой воспитательно-образовательной работы с детьми.
4.4.4. Календарное планирование составляется для каждой возрастной группы.
4.4.5. На начало каждого месяца определяется: комплекс утренней гимнастики,
комплекс гимнастики после сна, план индивидуальной работы с детьми на месяц (на
основе данных педагогического наблюдения);
4.4.6. Календарное планирование должно отражать:
Режимные моменты:
-1 половина дня: утренний прием детей; свободная деятельность детей; занятия; прогулка;
возвращение с прогулки, обед, подготовка ко сну, сон;
- 2 половина дня: подъем, гимнастика после сна; совместная деятельность; свободная
деятельность детей; занятия (в группах, в которых в соответствии с СанПиН они
предусмотрены во второй половине дня); занятия со специалистами, дополнительное
образование, прогулка.
Интеграцию образовательных областей;
Организацию совместной деятельности взрослого с детьми: групповую и подгрупповую
работу, индивидуальную работу, образовательную деятельность в режимные моменты;
Организацию развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной
деятельности детей;
Взаимодействие с родителями и социумом.
4.4.7. Содержание занятий в календарном плане расписывается: три группы задач,
словарная работа, виды деятельности детей, алгоритм работы, ссылку на учебнометодическое обеспечение.
4.4.8. В план прогулки включаются: наблюдения, трудовая деятельность, игры разной
подвижности, индивидуальная работа по развитию основных движений детей, сюжетноролевые (сюжетно-отобразительные) игры.
4.4.9. При планировании каждой формы работы с детьми воспитатель указывает её вид,
название, цели, ссылку на учебно-методическое обеспечение. При наличии картотеки
указывается лишь ее вид и номер игры в картотеке.
4.4.10. Календарное планирование оформляется в печатном и электронном варианте.
5. Отчетность и контроль
5.1. Комплексно-тематический план в течение учебного года находится у педагогов.
Хранится в группе не менее 3 лет.
5.2. Контроль за планированием осуществляется заместителем заведующего по
воспитательно-методической работе. Контроль перспективного планирования занятий,
календарного планирования осуществляется не реже 1 раза в квартал. Данные контроля
заносятся в лист оперативного контроля.
Приложение 1
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА __________УЧЕБНЫЙ ГОД
Май
Апрель
Март
Февраль
Январь
Декабрь
Ноябрь
Октябрь
Сентябрь
Месяц
Дата
Темы
Приложение 2
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
НА _____________________________________________ВОЗРАСТ
Содержание
I. Базовая часть
Планируемые результаты освоения Программы
Содержание работы по образовательным областям
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
II. Часть, формируемая участниками ОО
Список методической литературы
Нормативное сопровождение
Перспективный план работы группы _____________________________ возраста (_________ года)
ФИО воспитателей:
________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
ФИО специалистов:
Музыкальный руководитель: ______________________________________________________________
Инструктор физкультуры: ________________________________________________________________
Педагог-психолог: _______________________________________________________________________
Учитель – логопед________________________________________________________________________
Учитель – дефектолог_____________________________________________________________________
Базовая часть ОП:
Планируемые результаты:
Содержание работы по образовательным областям:
Образовательная Задачи
Содержание
область
Социальнокоммуникативное
развитие
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области
Познавательное
развитие
Речевое развитие
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области
Примерный перечень художественной литературы.
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области
Художественноэстетическое
7
развитие
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области
Физическое
развитие
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области
Часть, формируемая участниками ОО 1
Цель:
Задачи:
Планируемые результаты:
Содержание работы:
Задачи
Содержание
Список методической литературы
Нормативное сопровождение
8
Приложение 3
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ
с __________________________ по ________________________ года
____________________________________________________группа
(_____________ лет)
Воспитатели:
год
9
Расписание образовательной деятельности
Понедельник
Познавательное
развитие
Познание предметного
и социального мира,
освоение безопасного
поведения
Художественноэстетическое развитие
(Конструирование)
Художественноэстетическое развитие
(Музыка)
Вторник
Познавательное
развитие
Математическое и
сенсорное развитие
Речевое развитие
Развитие речи
Физическое развитие
Среда
Речевое развитие
Развитие речи
Художественноэстетическое развитие
(Лепка/Аппликация)
Художественноэстетическое развитие
(Музыка)
Четверг
Пятница
Познавательное
развитие
Исследование объектов
живой и неживой
природы,
экспериментирование
Познавательное
развитие
Математическое и
сенсорное развитие
Речевое развитие
Подготовка к обучению
грамоте/Чтение
художественной
литературы
Художественноэстетическое развитие
(Рисование)
Физическое развитие
Физическое развитие
(на улице)
1
Реализуемые
ОО
Режим
2
Совместная деятельность взрослого и детей,
осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности
групповая, подгрупповая
деятельность
индивидуальная работа
с детьми
образовательная деятельность
в режимных моментах
Организация
ППРС для
самостоятельной
деятельности
детей
Взаимодействие
С родителями
3
4
5
6
7
Обогащение
предметно –
развивающей
среды по теме:
«Зима».
Папка передвижка «Зимушказима»
Привлечь родителей в
создании предметнопространственной среды в
группе (настольные книги,
раскраски, книги, картинки,
открытки, стихи, загадки на
тему «Зима»).
Тема:
Цели:
Понедельник «_____»_______________________20_____
Утро:
Утренняя гимнастика
(см. картотеку).
Гимнастика для глаз
(см. картотеку).
НОД
С, П, Формирование КГН. Цель: учить соблюдать правила
Р, Ф, личной гигиены. Беседа «Идет зима, аукает». Цели:
Х
показать детям на примерах произведений русских
поэтов, воспевающих зиму, красоту и величие
русской зимы.
Пальчиковая игра «Снежинки летят».
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Х, С
Ф, П
Д/и «Когда это
бывает?»
_________________
Цель: закрепить
приметы времен года
Д/и «Лето-зима». Цели: учить
использовать свои знания о
деятельности людей в разные
сезоны; развивать логическое
мышление, формировать умение
сопоставлять факты.
Физкультминутка «Снежинка»
Цель: развитие координации
движений,
Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения [14, с. 51].
Тема: «Декабрь зиму начинает, год кончает». Цели: формировать у детей представление о начале зимы на основе
систематизации знаний дошкольников о явлениях природы в различные периоды зимы; учить устанавливать разнообразные
связи в природе.
Х, П, Художественно-эстетическое развитие (Конструирование из строительного материала) [9, с. 13].
С
Тема: «Микрорайон». Цели: закреплять умение сооружать постройки, объединенные общей темой «Микрорайон»;
формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям, передавать их особенности в конструктивной деятельности.
Х, Ф
Художественно-эстетическое развитие (Музыка) по плану муз. руководителя.
Прогулка:
П, С,
(см. приложение, Прогулка № 1)
Х, Ф
Работа
перед сном:
Ф, Х
Чтение С. Маршак «Круглый год». Цели: формировать умение слушать новые стихи, вступать в беседу по прочитанному.
Формирование культуры поведения за столом.
11
Вечер:
Гимнастика после сна:
закаливающие
процедуры,
дыхательная
гимнастика
(см. картотеку).
С, П, Творческая мастерская: рисование «Волшебные
Р, Ф, снежинки» Цели: учить детей строить круговой узор
Х
из центра, симметрично располагая элементы на
лучевых осях, симметрично располагать узор в
зависимости от формы листа бумаги, используя в
узоре разнообразные прямые, округлые линии,
формы, растительные элементы.
Прогулка:
П, С,
(см. приложение, Прогулка № 1)
Х, Ф
Игра «Сдуй
снежинку».
__________________
__________________
_______________
Цель: укреплять
дыхательную
систему.
Беседа «Неизвестный солдат»
(ко Дню неизвестного солдата).
Цель: рассказать детям о
подвигах людей во время войны,
познакомить с памятниками
Неизвестному солдату,
воспитывать уважение к тем, кто
защищал и защищает Родину.
Список литературы
Перечень картотек
12
Оснащение
ППРС
необходимыми
материалами
для проведения
дидактических
игр и
упражнений.